Первый августовский педагогический совет, на котором ежегодно подводятся итоги предыдущего учебного года и ставятся цели и задачи на последующий учебный год. Заместители директора обычно выступают с анализом по курируемым направлениям, а педагоги занимают пассивную позицию. Прошел в формате мирового кафе. В актовом зале расставили шесть столов, как в настоящих кафе. Вокруг каждого стола несколько стульев, в зависимости от общего количества участников. На каждом столе располагается аналитический материал за предыдущий учебный год без подготовленных выводов в рамках одного из шести направлений деятельности школы:
- Профессиональный рост педагога
- Внеурочная деятельность
- Воспитательная работа
- Информатизация школы
- Участие детей в олимпиадах и научно-практических конференциях
- Мониторинги учебной деятельности школьников
Заранее на этапе подготовки заместители директора выбрали спикеров для каждого столика, учитывая направления деятельности. Спикером были выбраны следующие педагоги в предлагаемом направлении. Остальные педагоги стали «гостями» за каждым столиком, поделившись на равное количество. Также для совместной работы на столах мы расположили бумажные скатерти и кучу фломастеров, чтобы все идеи могли фиксироваться в любой форме - запись, рисунок, диаграмма.
Также на столиках разместились памятки Этикет Кафе:
- «Не распыляйтесь» – Фокусируйтесь на самом важном
- «Не отсиживайтесь» - вносите свои мысли, мнения, размышления
- Говорите без задних мыслей и от всего сердца
- Слушайте, чтобы понимать
- Связывайте и соединяйте идеи
- Слушайте всех, слушайте все вместе, слушайте все время для озарений и углубляющих разговор вопросов
- Играйте – не сидите на «трибуне»
- Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!
- Получайте удовольствие!
Педагоги, заходя в актовый зал и видя нестандартную расстановку мебели уже удивляются и ожидают от данного педагогического совета чего-то удивительного. После приветствия участников, модератор, которым желательно стать директору школы обязательно внушает позитивный настрой и уверенность в том, что сегодня каждый сможет реализовать себя и все идеи будут важными и значимыми, погружает в предложенное задание, а именно: каждая группа имеет на столах выдержки из анализа по одному из направлений деятельности школы за предыдущий период. В течение 15 минут определите положительные стороны деятельности нашей школы в данном направлении и предложите, что ещё можно улучшить и как?
В течение первого раунда происходит интенсивный мозговой штурм, участники изучают предложенную информацию, погружаются в аналитику, в том числе и спикеры, которые бессменно будут находится за столиком данного вопроса до конца педагогического совета. Через 15 минут «гостям» предлагается переместиться за соседний столик по часовой стрелке, при этом спикеры остаются на месте. Таким образом, «гости» отправляясь к следующему столику, выступают «посланцами новых идей», «спикер» же вводит новых пришедших к нему «гостей» в курс дела: презентует основные соображения, рассмотренные до этого. Работа продолжается с учетом всего, что подготовили предыдущие «гости». Однако на второй тур модератор отводит уже 10 минут, на третий тур – 8 минут, на четвертый – 6 минут, на пятый – 5 минут, и на шестой – только 3 минуты. Такое сокращение времени оправдано, поскольку самые главные идеи уже высказали предшествующие группы и спикер акцентирует работу последующих на тех аспектах, которые ещё слабо проработаны.
После нескольких таких «хождений» между столиками все собираются для общего обсуждения темы. Каждый спикер на «вернисаже бумажных скатертей» представляет результаты всех участников, вывешивая для всеобщего ознакомления и обсуждения зафиксированные на бумаге идеи.
После демонстрации и обсуждения идей, выдвинутых каждой группой, предлагается порефлексировать и ответить на три вопроса под запись:
- Что было сложного в предложенном формате педагогического совета?
- Какие установки доминировали в вашей группе: поиск преград или поиск решений?
- Что ценного было для вас в данной работе?