Новости

Вопрос воспитания в детях разумного отношения к финансам рано или поздно встает перед всеми родителями. Дети начиная с трех лет начинают задавать вопросы о деньгах. Как правильно говорить с подрастающим поколением на финансовые темы, бережно относиться к карманным деньгам и обдуманно тратить их, рассказывают специалисты.

1. “Откуда берутся деньги”
Как отмечают психологи, вопросы о финансах дети начинают задавать примерно с трех лет. Уже в этом возрасте им надо дать понять, что деньги - не бесконечный ресурс. И объяснить, что траты необходимо планировать, считает психолог Александр Моисеев. “Первые разговоры должны быть в тот момент, когда ребенок изъявляет желание что-то купить. Еще перед магазином надо с ребенком составить список покупок, в составлении которого ребенок будет непосредственно участвовать - задавать малышу наводящие вопросы - что купим маме, папе, сестричке, тебе”, - приводит пример специалист. После составления списка нужно посчитать, сколько денег уйдет на все покупки.

“Уже в магазине в игровой форме можно начать объяснять ребенку основы финграмотности: сравнивая цены на литр молока или стоимость пачки масла и масла на развес. На таких вещах ребенок должен понять, что если расходы разумны, то деньги можно сэкономить. Например, на игрушку”, - поделился методом психолог.

В раннем возрасте важно показать покупательскую способность денег и объяснить, что на определенную сумму денег можно купить определенное количество вещей. И что разные товары имеют разную стоимость - на цену одного шоколадного яйца можно купить десять леденцов и так далее, пояснила психолог Евгения Одегова.

“В большинстве своем детские покупки спонтанны и требуют сиюминутной реакции: пришёл, увидел и купил. Многие специалисты говорят, что на этот случай лучше завести блокнот и записывать в него все сиюминутные желания. В конце месяца можно обсудить с малышом, что именно ему хотелось бы купить больше всего. Это поможет ребенку расставлять приоритеты и осознанно подходить к тратам. Следующий шаг - научиться откладывать деньги на то, что хочется приобрести. Уже потом можно составить план накопления и предложить ребенку самостоятельно распределять финансовые ресурсы”, - говорит директор по маркетингу Уральского банка реконструкции и развития Алексей Мерзляков.

2. Плата за мытье посуды и оценки
Давать детям деньги за выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки не стоит, единогласно признали специалисты: ребенок должен привыкать, что в семье каждый вносит свой вклад безвозмездно - взрослые зарабатывают деньги, обеспечивают комфорт. Дети постепенно могут выполнять мелкие бытовые поручения, помогая родителям.

“Ввод системы оплаты за хорошие оценки или какую-то часть работы по дому может превратиться в торг со старшими и стать одним из путей манипуляции взрослыми”, - пояснила Евгения Одегова.

При этом платить ребенку за работу, которую он не должен выполнять, можно и даже нужно. “При поездке на море можно предложить собрать пакет мусора вокруг в обмен на 100 рублей, убрать общий двор за символическую плату. Таким образом дети привыкают, что их труд должен быть оплачен”, - говорит Александр Моисеев.
А вот карманные деньги должны быть, считают эксперты: ребенок должен понимать, что имеет определенную сумму и возможность распоряжаться ей. Давать средства на расходы стоит со школьных лет, когда ученик должен посчитать, сколько потратит на проезд, сколько - на обед и какая сумма у него потом останется - эти деньги можно будет сложить в копилку или потратить по своему усмотрению. Но слишком большими “карманные” быть не должны - если у ребенка всегда будет много денег, он не будет задумываться об их грамотной трате. Кроме того, всегда могут найтись завистники даже среди сверстников.

3. Банковские карты

Сегодня у родителей есть возможность сделать банковские карты для детей. По сути это дополнительные карты, которые мама или папа могут привязать к своему счету. Выпустить такую карту можно с 6 лет.

“Многие банки предлагают своим клиентам выпустить дополнительную карту специально на ребенка. Для родителей это будет очень удобное решение, так как карточка привязывается к основному банковскому счету, а подключенные смс-сообщения позволят отслеживать все совершенные транзакции. Чтобы ребенок не потратил лишнего, родители могут устанавливать лимиты по расходам. Такое ограничение поможет приучить детей к планированию своих текущих расходов”, - пояснил Алексей Мерзляков.

Перед оформлением такой карты следует обсудить с детьми планирование покупок и целесообразность расходов. “Важно понимать, что у многих детей еще формируется виртуальное мышление. И необходимо объяснить ребенку, что уменьшая цифры на карте он тратит реальные деньги”, - отметила Евгения Одегова.

Подросткам с 14 лет можно оформить собственную карту. Но детские карты могут быть только дебетовыми, кредитные продукты несовершеннолетним недоступны. Здесь обязательно рассказать, как следить за балансом с помощью смс-сообщений и приложений, получать кэшбек или бонусы, которые можно обменять на рубли - такие программы могут с юности стимулировать разбираться в банковских продуктах и подбирать для себя наиболее выгодные условия использования карт.
Самое важное, перед тем как оформить ребенку карту, следует рассказать о базовых правилах безопасности пользования картой: никому не давать карточку и не сообщать пин-код и CVC/CVV-данные, сразу сообщать о потере карты родителям и на горячую линию в банк. Подросткам надо рассказать о способах мошенничества и уловках злоумышленников в интернете.

Материал подобран и подготовлен в рамках реализации Программы повышения финансовой грамотности и снижения уровня закредитованности населения Кузбасса на территории Новокузнецкого городского округа (распоряжение администрации города Новокузнецка №166 от 12.02.2020г.)